8 800 700-68-43   ⋅  

Какие еще изменения произойдут в законе об электронной подписи.

8 августа 2023

Поправки в 63-ФЗ, одобренные Советом Федерации, не ограничиваются МЧД и сертификатами сотрудников. Изменения коснутся трансграничного ЭДО, обращения с ключами сертификатов и аккредитации УЦ. 

 

Изменение № 1: перенос сроков действия сертификатов сотрудников

Это изменение коснется всех юрлиц, чьи сотрудники подписывают документы от лица компании. С 1 сентября 2023 года коммерческие удостоверяющие центры перестанут выдавать им сертификаты с реквизитами юрлиц. Вместо них сотрудники должны будут использовать сертификат физлица и машиночитаемую доверенность.

Но если после 1 сентября 2023 года у них останется рабочий сертификат юрлица, то им можно будет пользоваться до конца его срока действия, но не позже 31 августа 2024 года. 

Как сотрудникам подписывать документы 

Компаниям, которые уже перевели сотрудников на МЧД, ничего в своей работе менять не придется. Они продолжат подписывать документы двумя способами: 

  • сертификатом физлица и МЧД — в сервисах, которые работают по новым правилам;
  • сертификатом сотрудника — на остальных площадках. Для этого проверьте, до какого срока он действует и продлите, если он заканчивается до 31 августа 2023 года.

Организациям, которые еще не перешли на МЧД, сделать это после 1 сентября все равно придется. И при этом заранее, чтобы подстраховать себя от непредвиденных ситуаций. Например, когда в компанию устроится новый сотрудник или внезапно изменится состав уполномоченных, которые могут подписывать документы от лица компании. 

Изменение № 2: упрощение трансграничного ЭДО

Сейчас любой документ с иностранной подписью имеет трудности в ее легитимности на территории РФ. После того как изменения в 63-ФЗ подпишут, законность иностранной подписи смогут признавать участники сделки: компании-контрагенты между собой или непосредственно с оператором ЭДО.

Когда стороны подпишут соглашение, третья сторона должна будет подтвердить, что подпись соответствует условиям договоренности. Однако в государственных системах работать по такой схеме не получится.

Норма о признании иностранной подписи на основании соглашения между участниками сделки поможет в тиражировании наработанной практики. СКБ Контур уже запустил пилот по обмену документами с Китаем. В нем участвует 30 клиентов компании.

Изменение № 3: подписи для филиалов иностранных компаний

Несколько лет назад филиалы иностранных компаний столкнулись с трудностями в переходе на новые правила работы с электронной подписью. Руководители этих юрлиц не могли получить сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) и, как следствие, подписывать и выдавать машиночитаемые доверенности для сотрудников. 

Поправки в 63-ФЗ позволят исправить ситуацию. Сертификаты КЭП руководители российских филиалов зарубежных компаний теперь смогут получать в удостоверяющем центре ФНС и впоследствии выдавать этим сертификатом машиночитаемые доверенности.

Изменение № 4: Онлайн-продление НЭП

НЭП — неквалифицированная электронная подпись. Компании все чаще используют ее для внутреннего документооборота и ЭДО с контрагентами.

Пока сертификат НЭП можно заменить только лично в удостоверяющем центре или на Госуслугах. После изменений — онлайн, с помощью действующего сертификата НЭП аккредитованного УЦ, в котором владелец до этого получал подпись. Нововведение поможет компаниям быстрее получать сертификаты и сделать электронный документооборот проще. 

Изменение № 5: передоверие МЧД для финорганизаций

Передоверие МЧД — это инструмент, который позволяет сотруднику выпускать доверенности от имени руководителя. Эту возможность установил летом 2022 года Федеральный закон № 339-ФЗ. 

Сейчас право передоверия есть практически у всех участников рынка. Изменения в 63-ФЗ откроют эту возможность и для финансового сектора.

Изменение № 6: Новые требования к удостоверяющим центрам

Изменения в 63-ФЗ ужесточают требования к удостоверяющим центрам. А именно к их аккредитации. Чтобы получить ее, собственные средства УЦ должны составлять не один, а два млрд рублей. 

Если собственные средства УЦ останутся на уровне 1 млрд, то получить аккредитацию будет можно, если: 

  1. Филиалы или представительства УЦ находятся не меньше, чем в 67 регионах.
  2. Или удостоверяющий центр имеет возможность выдавать сертификаты со сроком действия не менее 12 лет.

Удостоверяющий центр Контура соответствует текущим и новым требованиям. Использовать сертификаты Контура по-прежнему можно на внешних площадках и информационных системах.

Изменение № 7: уничтожение закрытого ключа 

Владельцы сертификатов после окончания срока действия закрытых ключей должны перестать им пользоваться и удалить. 

Сейчас мы проводим оценку и анализируем, как требования скажутся на процессах клиентов. После этого мы примем решение, которое не нарушит сценарии наших продуктов и не будет противоречить законодательству. 

Изменение № 8: сертификаты на 12 лет

В законе появилась новая сущность — сертификаты сроком действия на 12 лет. Их смогут выпускать удостоверяющие центры с капиталом от 1 млрд рублей. 

Однако когда двенадцатилетние сертификаты введут в работу, сотрудникам все равно придется продлевать действие закрытого ключа, т. к. его срок останется неизменным — один год или 15 месяцев. 


Другие новости

21 ноября

ФНС обновит форматы и порядок заполнения у основной налоговой и бухгалтерской отчетности. В Контур.Экстерне вы сможете отчитаться по актуальным требованиям — новые формы появятся в сервисе перед началом срока их сдачи.

20 ноября

Теперь пользователи тарифа «Учетный» в Экстерне, у которых подключен Контур.ОФД, могут получать из касс отчеты о закрытии смены в виде приходных кассовых ордеров. Это сокращает время на работу с документами и снижает риск ошибок.

20 ноября

Обновление вызвало много вопросов у пользователей. Мы возвращаем статусы в прежнее состояние и продолжим работу над их улучшением.

18 ноября

Теперь отправленные отчеты, входящие требования и сверки можно искать не только по названию, но и по коду из классификатора налоговых документов.